Фото: Андрей Махотин для РБК

Участники ключевой сессии HR-форума РБК обсудили разные методы привлечения сотрудников в условиях тотальный нехватки кадров.

HR-директор Альфа-банка Марат Исмагулов рассказал, какими способами решают этот вопрос в компании. Во-первых, банк инвестирует в HR-маркетинг и в привлечение. «В нашей HR-команде работают маркетологи, которые вышли из бизнес-среды, где за клиента принято биться. И этот подход, когда ты относишься к кандидату как к клиенту, помогает полностью перестроить систему позиционирования HR-бренда, — поделился опытом эксперт. — Мы постоянно смотрим, какие каналы могут нам дать дополнительные лиды. Например, мы запустили внутреннюю реферальную программу, где за рекомендацию кандидата получаешь вознаграждение».

Андрей Махотин для РБКФото: Андрей Махотин для РБК

Кроме того, компания ищет сотрудников среди клиентов Альфа-банка, а их 30 млн. «Естественно, мы не стали эти 30 млн забрасывать спам-предложениями вроде «приходите к нам работать курьером». Но мы понимаем нашу клиентскую базу и подумали: вот такому-то сегменту на самом деле могут быть интересны наши предложения о работе, почему нет? Если они довольны нашим обслуживанием и продуктами, то пусть присоединяются к нам! Этот канал тоже дал определенный выхлоп», — поделился Исмагулов.

Во-вторых, Альфа-банк инвестирует в фонд оплаты труда. «Чудес без денег, к сожалению, не бывает, — признает спикер. — Если хочешь нанимать достойных людей, плати достойную зарплату. Безусловно, есть компании, которые платят больше нас, но мы стараемся не отставать. Сейчас мы конкурируем не только с финансовой отраслью, но и с Big Tech, а за специалистов доставки и call-центров, например, конкурируем с маркетплейсами».

В-третьих, компания работает на повышение эффективности. «Можно нанимать меньше за счет повышения эффективности. У нас есть такое правило, что все наши бизнес-линии должны повышать свою эффективность на 10% каждый год», — объяснил Исмагулов.

И безусловно, банк инвестирует в будущее и сотрудничает в вузами и сузами: участвует в программах бакалавриата и магистратуры, создает коворкинги для студентов, реализует программы практик и стажировок.

Первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы Александра Александрова сообщила, что в столице сегодня дефицит кадров есть во всех отраслях — не только в промышленности, но и в банковском секторе, и в ретейле. «Нет ни одного эйчара или рекрутера, кто мог бы расслабиться и сказать: все, я закрыл свою потребность», — призналась она. Чтобы справиться с этой проблемой, город реализует программы переобучения для граждан всех возрастов и старается переориентировать выпускников школ с вузов на колледжи и училища.

Управляющий директор УК «Альфа-Капитал» Юрий Григорьян рассказал об опыте компании в повышении лояльности сотрудников и привлечении новых кадров: это инвестиции в корпоративную культуру и личностное развитие персонала, а также внедрение искусственного интеллекта в рутинные процессы, чтобы оставались время и силы на решение более интересных задач.

По словам директора департамента корпоративной культуры и подбора персонала АО «ТМХ» Вячеслава Попова, холдинг активно инвестирует в обучение и развитие персонала, а также в автоматизацию рабочих процессов и таким образом закрывает потребность в кадрах: «Когда мы автоматизируем какую-то производственную линию и высвобождаем людей, то можем перевести их на другие направления, которые у нас являются вакантными».