Фото: пресс-служба

У отечественной электроники был очень «поздний старт»: внутренний рынок для российских производителей возник совсем недавно — менее десяти лет назад. И только регуляторика позволила сделать более или менее справедливыми условия соперничества россиян с иностранными вендорами на внутреннем рынке. Сейчас начался следующий этап — кодификация «национального режима», который позволит свести регулирование к двум законам и нескольким подзаконным актам правительства.

Остались неразрешенными три ключевые проблемы. Первая — законы о государственных закупках и антимонопольном регулировании (в них главное ─ цена) сужают перспективы выстраивания долгосрочных отношений между заказчиком и производителем. В итоге возникают «зоопарк» решений, острая конкуренция, маленькие тиражи стандартных изделий. Вторая проблема — отсутствие механизма проверки реального соответствия поставляемых изделий требованиям «национального режима». В отраслевом сообществе среди членов АНО «Консорциум вычислительная техника» распространяется мнение, что не все производители, пользуясь некомпетентностью заказчика, соблюдают правила «российскости» происхождения продукции. Третья — ярко выраженная сезонность, со смещением деловой активности на четвертый квартал. В итоге в течение полугода производители имеют избыточные мощности, что ведет к низкой фондоотдаче и производительности труда в целом. Все вместе это тормозит рост конкурентоспособности российских изделий.

При этом существенную часть актуальной потребности заказчиков продолжает закрывать импорт, хотя текущих мощностей и компетенций отечественных предприятий с избытком хватает для производства ноутбуков, планшетов, систем хранения данных и серверов (благодаря, кстати, программам Минпромторга России и Фонда развития промышленности). Линий достаточно и для производства мониторов, коммутаторов, маршрутизаторов. Недавние геополитические события наглядно показали, что даже просто собирать электронику надо у себя дома, не говоря уже о собственном производстве памяти, элементов питания, зарядных устройств. Пришло время обрезать параллельный импорт не в брендах, а в кодах ОКПД-2 по всей вышеперечисленной номенклатуре, а вместо правила «второй лишний» ввести прямой запрет на закупки импорта. Если кому-то потребуется исключение, закон даст такую возможность.

Но возникла еще одна сложность. Сохранению высоких темпов роста электронной промышленности сейчас может мешать ключевая ставка Банка России. Рост 2022–2023 годов был построен в том числе на дешевых, субсидируемых кредитах, позволявших покупать компоненты впрок и наращивать производство и продажи (постановления правительства № 895, 407, 469 и другие). Банки активно поддержали отрасль. Финансовые модели агрессивного роста крупнейших игроков были ими акцептованы исходя из сроков и ставок, указанных в нормативных документах, и веры в то, что внимание к отрасли «всерьез и надолго». Нормативные акты продолжают действовать, а вот бюджетные лимиты съела процентная ставка. Могу предположить, что в условиях острой конкуренции, сокращающей маржу, и высоких процентных ставок банки неизбежно будут сокращать кредитные лимиты. А производители, соответственно, — производство. Не так велик запас прочности в отрасли, как может показаться со стороны. В течение 2024 года бизнес рос на «старых дрожжах», но больше источников нет. Ключевая ставка в итоге съела и начавший было развиваться рыночный источник фондирования — биржевые акции.

Если государство действительно считает электронику приоритетной, надо вернуть льготное оборотное кредитование. Именно благодаря льготам 2022–2023 годов, балльной системе Минпромторга России растут и доходы бюджета от отрасли, так как растет занятость, основные средства, добавленная стоимость российской продукции.

Хороший пример — агросектор. За 15–20 лет Россия стала не только полностью независима в сфере производства продовольствия, но и создала огромный экспортный потенциал. Недальновидно развивать стратегические отрасли через окошко кассы с трехлетним горизонтом планирования. При правильной организации дела бюджетные льготы обязательно окупятся в среднесрочной перспективе.

Важная тема — повышение конкурентоспособности. Ее нужно оценивать с четырех сторон: функциональность, надежность, удобство, цена. Хуже всего конкурировать только ценой. Развивать нужно удобство — эта категория никогда не была приоритетной для отечественной промышленности, теперь учимся обращать на нее серьезное внимание. Ряд крупнейших производителей уже вышли на розничный рынок, чтобы конкурировать с более опытными иностранцами. В свою очередь, надежность и функциональность — это производные от профессионализма разработчиков и организации производства. В четырех-пяти ведущих российских компаниях созданы собственные линии разработки, собраны опытные команды с большим будущим, куда активно вливаются студенты. Перед этими компаниями открываются серьезные перспективы. Но с организацией массового производства дело обстоит не так хорошо в части производительности труда и качества продукции.

Наряду с инженерными школами нужно формировать школы операционного управления производством, закупками и складом, активнее автоматизировать и роботизировать производство. Федеральный проект по роботизации может способствовать повышению уровня организации производства и конкурентоспособности промышленности. Но важна не сама по себе раздача роботов, а комплексный подход: переобучение административного персонала, перестройка IT-систем (ERP, MES, SCADA и прочих), обучение синих воротничков коллаборации с новыми машинами и механизмами. Япония в 1970-е прошла именно такой путь.

Производители российской электроники и вычислительной техники завершают период отрочества, когда внимание опекуна — государства — очень важно. Опекун определил отрасли дату достижения мировой конкурентоспособности — 2030 год. Осталось две бюджетные трехлетки, и дальше полностью сами. За это время отрасль должна будет консолидироваться, научиться не только массово изготавливать и продавать конкурентную продукцию внутри, но и занять определенные доли внешних рынков. Задача амбициозная, но реализуемая.