Фото: Shutterstock

Индия введет пошлины в размере от 12 до 30% на некоторые виды стальной продукции, импортируемой из Китая и Вьетнама. Сейчас же надбавка составляет лишь 7,5%. Решение принято в целях защиты и стимулирования местной промышленности. Соответствующий приказ 10 сентября опубликован на сайте Министерства финансов Индии. Сварные трубы и трубы из нержавеющей стали, экспортируемые Китаем, крупнейшим в мире производителем стали, и Вьетнамом, будут облагаться налогом в течение следующих пяти лет.

Тем временем в Индии продолжается обсуждение возможных способов решения проблемы импорта дешевой стали. Его рост является ключевой проблемой для сталелитейщиков, даже несмотря на то, что спрос на металл продолжает расти, отметил министр стали Хараданахалли Девеговда Кумарасвами. Параллельно министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар заявил, что Нью-Дели «не закрыт для бизнеса с Китаем».

Лоббистом протекционистских мер выступает Индийская ассоциация производителей стали (ISA). Ее представители потребовали от чиновников не только увеличить размер пошлины, но и ввести налог на импорт для стали на уровне 25%. На сегодняшний день, утверждают в ISA, заградительные пошлины против китайской стали не работают — цены на нее настолько низкие, что даже дополнительные издержки не снижают ее привлекательности.

Производитель или покупатель

Индия, второй по величине производитель стали в мире, больше ввозила, чем продавала за рубеж, в течение 2023–2024 финансового года, пишет Reuters. По данным The Hindu Business Line, Индия оставалась активным импортером стали также в период с апреля по август текущего финансового года. За этот период импорт стали превысил экспорт на 1,6 млн т (импорт составил 3,5 млн т, а экспорт — 1,9 млн т). Помимо этого, показатели импорта стали увеличились на 25% год к году, тогда как экспорт сократился на 40% за пятимесячный период. Китай по-прежнему остается основным поставщиком.

Китайская сталь против индийской: за кем останется мировое господство

Рост импорта сильно ударил по ценам на индийскую сталь — они упали до самого низкого уровня за последние три года, ссылается Reuters на данные BigMint. Именно с целью остановить поток слишком дешевого сырья в страну правительство решило провести антидемпинговое расследование и повысить пошлины.

Истоки проблемы

В 2020 году цены на сталь по всему миру держались на одном уровне, но в период 2021–2022 годов в Китае они росли гораздо медленнее, чем в ЕС и США. В результате этого и сформировалась существующая сегодня разница цен.

Цены в КНР перестали расти из-за стагнации внутреннего спроса на сталь, виной тому кризис в сфере недвижимости. Он вынудил китайских производителей наращивать экспорт: в первой половине 2024 года он вырос на 24% год к году — до 53,4 млн т, в 2023-м — на 36,2% год к году, до 90,3 млн т. Резкий рост китайского экспорта на рынки за пределами США и ЕС оказал давление на сталелитейную промышленность основных стран-производителей.

Наиболее проницаемой для китайской стали страной оказался Вьетнам — отчасти потому, что некоторые вьетнамские покупатели рассматривали торговые барьеры США и ЕС на китайский импорт как возможность для бизнеса. Страна фактически стала перевалочным пунктом для китайской стали: после значительного увеличения импорта проката из Китая Вьетнам также значительно увеличил экспорт в ЕС.

Вьетнам против

Однако вскоре и во Вьетнаме решили расширять собственные производственные мощности. Параллельно с этим местные промышленники попросили правительство начать антидемпинговое расследование против импорта из Китая и Индии. Чиновники согласились с просьбой в конце июля.

Традиции и реальность: что нужно знать о протекционизме в Индии

В Индии на решение соседей по региону отреагировали быстро, и уже 14 августа в стране начали собственное антидемпинговое расследование в отношении импорта горячекатаного плоского проката, происходящего из Вьетнама или экспортируемого им. К проведению разбирательства ранее призывали ведущие сталелитейные компании страны, такие как JSW Steel, ArcelorMittal и Nippon Steel. Индийские производители стали давно сообщали о влиянии на внутренние цены дешевого импорта из Китая, который переправлялся через Вьетнам в рамках соглашения о свободной торговле.

Индия тоже демпингует

Индию тем временем тоже подозревают в «стальном демпинге». Антидемпинговые пошлины на импорт стали из Индии, равно как и из Китая, России и Японии, ввела Турция. Размер пошлин варьируется от 6,1 до 43,31% в зависимости от себестоимости, страховки и цены фрахта, а главное — страны происхождения. Пошлины на импорт из Китая составляют от 15 до 43%, а на импорт из России, Индии и Японии — от 6 до 9%. Китай уже подал жалобу во Всемирную торговую организацию на импортные пошлины.

В Евросоюзе тоже имеют претензии к Индии как к еще одной, помимо Вьетнама, возможной перевалочной площадке китайской стали. Но здесь картина более сложная: растущий внутренний спрос на сталь в Индии, которая, как ранее и Китай, вступила в эпоху строительного бума, удовлетворяется во многом за счет увеличения импорта из того же Китая, а местные производители на этом фоне наращивают экспорт, пишет GMK.