Фото: пресс-служба

Люди часто совершают системную ошибку, пытаясь спрогнозировать будущий технологический уклад через призму своего восприятия, которое, если вдуматься, было сформировано не сегодня, а в прошлом. «Майндсет» из прежних эпох порождает скепсис в отношении новых технологий и нежелание признавать, что на рынке труда и в организации бизнес-процессов сегодня происходят тектонические изменения: меняется сама парадигма и философия работы.

Чтобы изменить восприятие и перестать сопротивляться новому, для начала неплохо вспомнить, что подобные изменения в нашей жизни уже происходили — совершенно независимо от того, насколько мы к ним были готовы. Всего 35 лет назад основным инструментом многих сотрудников были калькуляторы, а в малых городах — деревянные счеты. А еще в 2005 году, во что трудно сегодня поверить, игроки формирующегося рынка телекоммуникаций вели жаркую дискуссию, надо ли развивать мобильную связь за пределами Москвы и Петербурга — станут ли люди в регионах за нее платить.

В итоге на то, чтобы голосовой трафик перекочевал из стационарных сетей в мобильные, понадобились считаные годы. А затем смартфоны начали «тянуть» тяжелый контент, стриминг, социальные сети, и в какой-то момент мы и вовсе перестали замечать, что в телефоне не включен Wi-Fi и мы продолжаем работать на LTE.

Телеком стал отраслью, в которой сложившаяся структура изменилась очень быстро: уже в 2010 году мы пришли к тому, что Россия оказалась на самом высоком уровне доступности мобильных телефонов.

Прогресс всегда несет экономический эффект. Метрики Всемирного банка свидетельствуют, что увеличение проникновения широкополосного доступа в интернет и мобильных сервисов на 10% приводит к росту ВВП на 1%. Это прямое следствие автоматизации процессов. Чем больше людей могут работать онлайн, тем больше они могут сделать. Пандемийный бум удаленки позволил поддерживать непрерывность работы во многих сферах только потому, что де-факто все необходимые технологии уже существовали.

Но дальше — больше: телекоммуникационные технологии стали не просто отраслью, вносящей серьезный вклад в экономику, но и самой базой экономики. Гигиеническим стандартом, без которого все остальное уже не работает.

Под воздействием прогресса изменился и сам человек. Совсем другим стал объем информации, который мы обрабатываем. Если бы был возможен такой эксперимент — взять все задачи, которые сейчас пропускает через себя среднестатистический сотрудник, и «загрузить» их в служащего 1980-х, — тот мгновенно перегрелся бы и перестал функционировать.

Как на смену счетам повсеместно пришел компьютер, так и в будущем к компьютеру добавится активное использование в повседневной работе искусственного интеллекта. При этом ИИ не заменит живого специалиста, точно так же как Excel не заменил пользователя ПК.

Обязательным навыком сотрудника будущего станет способность автоматизировать рутину с помощью ИИ, чтобы сосредоточиться на задачах, в которых необходим творческий потенциал, присущий только человеку.

При этом работникам нового типа будет все равно, как искусственный интеллект выполняет эти рутинные процессы, — подобно тому, как современному пользователю Word безразлично, что именно происходит внутри компьютера, когда он набирает текст.

Этот процесс формирования новых страт персонала уже идет. Скептические возражения — а что, мол, смогут эти «люди-гуглы», если отключится интернет — критики не выдерживают. Конечно, пещерный человек умел выживать без электричества, поддерживая огонь в своем очаге. Но сегодня мы знаем, что электричество есть и оно никуда не денется. И интернет тоже уже никуда не исчезнет.

По аналогии с эволюцией технологий и ментальности людей меняется и парадигма бизнес-процессов. Как отдельный цифровой человек, компании автоматизируют свои процессы.

И мы видим важнейшую черту новой философии партнерства в этой сфере: компаниям становится неважно, какая именно технология будет решать их задачи. Теперь для них важнее, кто именно будет поставлять им решения по автоматизации. Все более значимой выглядит такая не роботизированная, а человеческая категория, как доверие между поставщиком и заказчиком, взаимная готовность к долгосрочному партнерству.

Это следствие перехода от отдельных технологий к системным решениям — именно его мы наблюдаем, взаимодействуя с нашими клиентами. Раньше у компаний был набор отдельных инструментов: интернет, видеонаблюдение, которые они самостоятельно использовали, чтобы оптимизировать работу. Сегодня запрос в сфере автоматизации формулируется не на метод, а на результат. Допустим, в сельском хозяйстве сегодня нужно не просто видеонаблюдение, а решение для дистанционного бесконтактного взвешивания животных. Причем оно должно быть встроено во всю систему управления производственной цепочкой животноводства.

Как поставщик свяжет видеонаблюдение, видеоаналитику, систему датчиков и big data — агробизнесу по большому счету все равно. Ему нужно, чтобы животные были здоровы и стабильно набирали вес, работники ферм соблюдали чистоту и порядок, цепочки поставок работали без сбоев, выручка росла и дело развивалось. То есть рынку нужны комплексные решения, которые могут модифицироваться и масштабироваться, непрерывно поддерживая при этом текущие производственные процессы.

«Ростелеком» играет роль системного интегратора, который во многих сегментах формирует тренды. Например, во всем, что касается хранения данных и облачных сервисов.

Работая над проектами для компаний из разных сфер, мы формируем новые отраслевые стандарты. Скажем, именно мы несколько лет назад начали продвигать на рынок сервисную модель поставки технологических решений как для бизнеса, так и для госзаказчиков, и сегодня она стала нормой. Суть сервисной модели в том, что бизнесу не нужно держать на своем балансе оборудование, предположим видеокамеры. Мы предоставляем услугу видеонаблюдения под ключ, вместе с камерами и необходимым ПО, обеспечиваем хранение и защиту полученных данных. И сворачиваем инфраструктуру, когда партнеру она больше не требуется. Такой подход требует от исполнителя наличия серьезных технических мощностей и финансовых ресурсов, но именно он открывает новые возможности для формирования долгосрочных отношений с заказчиком.