Фото: Андрей Махотин для РБК

В рамках HR-форума РБК состоялась сессия «Трансформация системы подготовки кадров для промышленности», посвященная актуальным вопросам образования и рынка труда. Участники беседы, представители вузов и компаний — лидеров рейтинга работодателей РБК, обсудили первые результаты реализации федерального проекта «Профессионалитет», назвали плюсы и минусы системы «школа — ссуз — вуз» и попытались понять, как заинтересовать современную молодежь рабочими специальностями.

Андрей Махотин для РБКФото: Андрей Махотин для РБК

Руководитель центра образовательных решений и работы с вузами ТМХ Александр Беляшин назвал «Профессионалитет» первым шагом к формированию эффективной образовательной системы. «Несмотря на то что подготовка по рабочим специальностям стала более качественной, мы в ТМХ вынуждены давать некоторые базовые вещи, которые раньше давало высшее и среднее специальное образование, — признался спикер. — Например, одним из самых популярных наших курсов по рабочим специальностям является чтение чертежей. К тому же у ребят выпадает достаточно большой класс общеобразовательных дисциплин».

По словам Беляшина, ТМХ как один из крупнейших работодателей РФ изначально очень много инвестировал в подготовку кадров, ежегодно холдинг силами корпоративного университета выпускает более 3 тыс. человек по рабочим специальностям. «Но при этом очевидно, что промышленность не может вытянуть эту задачу в одиночку, без поддержки государства, без трансформации системы, которая объединила бы школу, ссуз и вуз, — убежден эксперт. — Мы упремся либо в демографическую яму, которая ожидает нас в 2030 году, либо в отсутствие интереса у молодого поколения. Хотя современный завод — это высокотехнологичное качественное производство, но многие живут прежними представлениями. Так что популяризация — наше общее дело. Необходимо объяснять молодежи, что рабочие специальности — это здорово, это почетный труд».

Представитель ТМХ также рассказал, что сегодня компания внедряет все больше коротких программ обучения: «Ребята, которые заходят в вузы, придут к нам готовыми специалистами через четыре-пять лет. А они нужны нам сейчас, в перспективе полутора лет». Тем не менее компания заинтересована в сотрудничестве с региональными учебными заведениями и в развитии территорий присутствия.

Фото: Андрей Махотин для РБК

По мнению вице-президента по HR и организационному развитию ГК «Аквариус» Виктории Хабы, связка «школа — ссуз — вуз» реализуется только очень крупными компаниями. «Но экономика держится не только на крупных предприятиях. Есть и небольшие фирмы, которым для развития тоже нужны кадры», — отметила участница сессии.

Фото: Андрей Махотин для РБК

Вице-президент сервиса SuperJob по работе с молодыми специалистами Амир Сараков призвал компании, которые стремятся привлечь новые кадры, учитывать современные тренды и находить такие формы подачи контента, которые будут понятны молодой аудитории с «клиповым» мышлением.

Фото: Андрей Махотин для РБК

Руководитель университетского лицея № 1523 предуниверситария НИЯУ МИФИ Андрей Пастухов напомнил о необходимости поэтапного включения школьников в ту или иную деятельность. «Нужно формировать навыки инженерного мышления с 6–7-го класса, — уверен эксперт. — Нужно мотивировать, показывать вещи в математике или физике, в которых, может быть, дети пока ничего не понимают, но им это будет интересно».

Фото: Андрей Махотин для РБК

Проректор по науке МГТУ им. Н.Э. Баумана Павел Дроговоз указал на актуальность непрерывного образования. «Сегодня каждый из нас может освоить микронавыки и поменять свою профессиональную траекторию на 90 или 180 градусов, — подчеркнул спикер. — Это условность — разделение на вуз и предприятие. Мы сами возводим забор между индустрией и высшим образованием. Надо его разрушить, сломать представление о том, что вуз — это ресурсный центр, откуда идут кадры. Современный инженерный университет — это два тесно переплетенных контура: образовательный и производственный».

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *